Статья 205. Судебное разбирательство по делам о привлечении к административной ответственности

1. Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях .
2. Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд выносит определение.

3. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

4. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.

5. По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе.

6. При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Комментарий к статье 205 АПК РФ

Комментарий к ч.1-2

1. Об исчислении процессуальных сроков месяцами и днями см. содержание и комментарий ст. ст. 113, 114 АПК РФ.

Комментарий к ч.3

2. Судебные извещения по делам об административных правонарушениях направляются арбитражным судом по общим правилам, определенным главой 12 АПК РФ. В случаях, не терпящих отлагательства, арбитражный суд может известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи (ч.3 ст. 121 АПК РФ).

________________
См.: О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 года N 10 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2004. N 8.

3. О надлежащем извещении см. подробнее содержание и комментарий ст. ст. 123, 210 АПК РФ.

Комментарий к ч.4

4. В определении о принятии заявления к производству или в определении о подготовке дела к судебному разбирательству судья может не только указать на действия, которые могут или должны совершить лица, участвующие в деле, но и определить сроки их совершения.

Комментарий к ч.5-6

5. Событие административного правонарушения - это то, как проявляется правонарушение в объективной реальности. В самом общем виде событие административного правонарушения - это совершенное в определенном месте, в определенное время и определенным образом и т.п. действие (телодвижение) либо бездействие (невыполнение обязанности), приведшее к наступлению ущерба или угрозе возникновения такового.

6. Элементами события административного правонарушения признаются - место, время, способ и другие обстоятельства совершения правонарушения.

7. Место, время, способ и другие элементы события подлежат установлению и подтверждению по каждому делу об административном правонарушении независимо от того, являются ли они обязательными признаками состава административного правонарушения, иначе, имеют ли эти элементы значение для квалификации общественно вредного деяния или нет.

8. Знания о времени совершения административного правонарушения обычно устанавливаются с относительной точностью. Иногда достаточно доказать, что правонарушение совершено зимой определенного года, иногда нужно знать конкретное число или даже час (минуту) совершения административного правонарушения. Точность выявления времени и места совершения административного правонарушения зависит от того, что за дело рассматривается.

9. "Время" - это не только, в какой день и час совершено административное правонарушение, но и было ли лицо на тот момент зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а равно какой материальный закон тогда действовал. От установления этих обстоятельств может зависеть решение вопроса о том, какой орган вправе налагать административное взыскание за обнаруженное административное правонарушение, а также (при изменениях в законодательстве, к примеру, введении в действие нового КоАП РФ) для решения вопроса о том, какой Закон (статья закона) по данному делу должен подлежать применению.

10. Способ совершения административного правонарушения также является элементом события административного правонарушения. Он представляет собой систему определенного рода действий (бездействие), послуживших причиной наступления в административно-правовом смысле значимого результата. Выявленные компетентными органами признаки, характеризующие способ, могут отграничивать одно правонарушение от другого.

11. Способ совершения административного правонарушения может играть роль отягчающего ответственность обстоятельства. К примеру, совершение административного правонарушения группой лиц (п.4 ч.1 ст. 4.3 КоАП РФ); и др. В определенной мере именно способ совершения административного правонарушения позволяет говорить о наличии некоторых смягчающих наказание обстоятельствах. Речь идет о п.8 ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ - совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта).

12. Содержание понятия "другие обстоятельства совершения правонарушения" для различных административных правонарушений может быть неодинаково. Тем не менее, к таким фактам могут быть отнесены:
1) общественная вредность деяния;
2) противоправность;
3) средства и орудия административного правонарушения;
4) данные о потерпевшем от административного правонарушения, а иногда и о размере его собственного капитала;
5) предпринятые лицом, совершившим административное правонарушение, меры сокрытия правонарушения или, напротив, предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда и т.п.

13. Общественная вредность деяния как одно из "других обстоятельств совершения правонарушения" имеет особое значение при решении вопроса о прекращении производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если действия (бездействие) лица, в отношении которого решался вопрос о привлечении к административной ответственности, привели к наступлению уголовно значимых последствий. Аналогичным образом вынужден поступить арбитражный суд при прекращении дела об административном правонарушении по ст. 2.9 КоАП РФ, где закреплено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

14. Противоправность - обязательный признак любого административного правонарушения, один из наиболее важных элементов, по которому осуществляется юридическая оценка деяния. Обычно не возникает необходимости собирать доказательства, подтверждающие противоправность рассматриваемого события. Однако применительно к процессу доказывания административных правонарушений, предусмотренных бланкетными статьями Особенной части КоАП РФ, ответственность за совершение которых наступает лишь при нарушении лицом определенных правил (санитарных правил, правил обязательной сертификации и т.п.), государственных стандартов и нормативов (к примеру, гигиенических), дело об административном правонарушении должно в себе содержать доказательство наличия нарушенной нормы. Обычно им служит выписка из того нормативного акта, в котором приводятся соответствующие правила (стандарты и нормативы).

15. Средства и орудия административного правонарушения также характеризуют общественную вредность и противоправность деяния. В некоторых случаях именно это обстоятельство позволяет признать наличие в деянии состава административного правонарушения. Например, оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции будет являться административным правонарушением, предусмотренным ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ, только если он осуществлен без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

16. Понятие "факт совершения" деяния "лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении" включает в себя несколько составляющих. Доказать факт совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, данного правонарушения, - применительно к тем делам, которые отнесены к подведомственности арбитражных судов, означает необходимость установить и подтвердить доказательствами следующие обстоятельства:
а) что речь идет о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющем предпринимательскую или иную экономическую деятельность;
б) что это лицо дееспособно, зарегистрировано как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;
в) что данное правонарушение совершено именно им, а никаким иным лицом;
г) что лицо действовало виновно, то есть умышленно или по неосторожности;
д) что его можно отнести (если такой вопрос возникает) к группе специальных субъектов.

17. Характеристика использованного законодателем в к.с. термина "факт совершения" деяния "лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении" обычно ограничивается первыми четырьмя признаками. Однако не всегда ими исчерпывается. По некоторым делам об административных правонарушений важно доказать, что предполагаемый нарушитель обладает так называемыми признаками специального субъекта правонарушения (банк, дисквалифицированное лицо и т.д.), что оно действовало в специфических условиях, например производстве этилового спирта с превышением квоты или без наличия таковой и т.п.

18. В случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

19. Вместе с тем, если в результате переквалификации составление протокола о совершенном правонарушении не отнесено к полномочиям обратившегося с заявлением органа, суд не вправе принять решение о привлечении к административной ответственности.

20. Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.

21. В силу ч.3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. В случае, если до рассмотрения арбитражным судом дела о привлечении к административной ответственности юридического лица (а равно дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица) судом общей юрисдикции рассмотрено дело о привлечении к административной или уголовной ответственности за данное нарушение физического лица (а равно дело об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности физического лица), квалификация, данная судом общей юрисдикции совершенному деянию, с учетом ст. 69 АПК РФ не является обязательной для арбитражного суда. При этом оценка, данная судом общей юрисдикции, обстоятельствам, которые установлены в рассмотренном им деле, принимается во внимание арбитражным судом.

22. См. также комментарий ст. ст. 119, 120, 152, 202, 210, 291.10 АПК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 205 АПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 205 АПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.