Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим

1. Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование федерального органа исполнительной власти, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт;
2) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;
3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом или его отдельными положениями;
4) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;
5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
6) перечень прилагаемых документов.

2. К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1-5 статьи 126 настоящего Кодекса, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

3. Подача заявления в Суд по интеллектуальным правам не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 186-ФЗ.

Комментарий к статье 193 АПК РФ

1. Наименование федерального органа исполнительной власти, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, в заявлении указывается полностью.

2. К.с не требует отражения в заявлении адреса места нахождения указанного органа. Между тем заявителю рекомендуется все же данный адрес указывать в заявлении.

3. Судья проверяет соблюдение предусмотренных ч.ч.1 и 2 к.с. требований к форме и содержанию заявления. В частности, в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим должно быть указано на то, какие права и законные интересы заявителя нарушаются оспариваемым актом или его отдельными положениями, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и законных интересов заявителя, либо какие обязанности, по его мнению, на него незаконно возлагаются оспариваемым актом.

4. В заявлении о признании нормативного правового акта недействующим должно быть указано название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения. Нарушение требований, предъявляемых АПК РФ к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим, исходя из взаимосвязанных положений ч.1 ст. 128 АПК РФ, ч.ч.1 и 2 к.с. является основанием для оставления заявления без движения. Неустранение заявителем обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения, влечет в силу п.4 ч.1 ст. 129 АПК РФ возвращение заявления. Судья в определении о принятии заявления к производству, а также на стадии подготовки дела к судебному разбирательству или председательствующий в судебном заседании вправе предложить заявителю уточнить конкретные нормы акта, имеющего большую юридическую силу, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения.

________________
См.: О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 года N 58 // "Экономика и жизнь" (Бухгалтерское приложение). - 2013. - N 35.

5. Согласно ст. 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обращаться с исками или заявлениями в арбитражный суд, в том числе и в Суд по интеллектуальным правам в защиту публичных интересов. Если соответствующий орган считает, что нормативный правовой акт нарушает публичные интересы, то в заявлении о признании его недействующим должно быть указано, какие конкретно публичные интересы нарушены принятием этого акта. Отсутствие такого обоснования может служить мотивом для отказа в удовлетворении заявленного требования.

6. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление органу (должностному лицу), принявшему оспариваемый нормативный правовой акт, а при наличии таковых и другим заинтересованным лицам, копий заявления и приложенных к нему документов, которые у них могут отсутствовать;
б) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
в) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
г) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
д) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления.

7. Согласно ч.2 к.с. непредставление заявителем документов, предусмотренных п.9 ч.1 ст. 126 АПК РФ, не является основанием для оставления заявления без движения.

________________
См.: О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 года N 58 // "Экономика и жизнь" (Бухгалтерское приложение). - 2013. - N 35.

8.С учетом особенностей предмета требований по делам об оспаривании нормативных правовых актов, а также исходя из ч.3 к.с., предусматривающей, что подача заявления о признании нормативного правового акта недействующим в Суд по интеллектуальным правам не приостанавливает действие оспариваемого акта, Суд по интеллектуальным правам не вправе применить такую обеспечительную меру, как приостановление действия оспариваемого акта.

________________
См.: О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 года N 58 // "Экономика и жизнь" (Бухгалтерское приложение). - 2013. - N 35.

9. См. также комментарий ст. ст. 125, 126, 189, 192, 194, 201, 214 АПК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 193 АПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 193 АПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.