Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов Судом по интеллектуальным правам

1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии (далее в настоящей главе - нормативный правовой акт) рассматриваются Судом по интеллектуальным правам по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

2. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого оспариваемого акта недействующим.

Комментарий к статье 191 АПК РФ

Комментарий к ч.1

1. Исходя из положений ч.1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Нормативные акты устанавливают правила поведения, рассчитанные на многократное применение и адресованные неопределенному кругу лиц.

________________
По аналогии с толкованием ранее действовавших арбитражно-процессуальных норм. См.: Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике: Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 мая 1993 года N С-13/ ОП-167 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 1993. N 6.

3. Нормативно правовыми актами, о которых идет речь в к.с. являются акты федеральных органов исполнительной власти, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы в указанной в ч.1 к.с. сфере общественных отношений. Причем положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения.

________________
См.: О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 года N 58 // "Экономика и жизнь" (Бухгалтерское приложение). - 2013. - N 35.

4. Под заинтересованными лицами в настоящей статье понимаются лица, о которых идет речь в ст. 192 АПК РФ.

5. С одной стороны - это граждане, организации и иные лица, считающие, что оспариваемый ими, нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы или незаконно возлагают на них какие-либо обязанности.

6. С другой, - прокуроры, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, граждане, в пределах предоставленной им ст. ст. 52, 53, 192 АПК РФ и федеральными законами компетенции.

Комментарий к ч.2

7. Суд по интеллектуальным правам разрешает вопрос о подведомственности Суду по интеллектуальным правам заявления о признании нормативного правового акта недействующим исходя из содержание оспариваемого акта, характера спорного правоотношения, а также с учетом того, относится ли он к сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

________________
См.: О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 года N 58 // "Экономика и жизнь" (Бухгалтерское приложение). - 2013. - N 35.

8. Согласно ч.7 ст. 194 АПК РФ производство по делу подлежит прекращению, если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Поэтому, если ранее суд общей юрисдикции, арбитражный суд, в том числе и Суд по интеллектуальным правам по результатам рассмотрения дела принял решение о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью, заявление лиц, не участвующих в деле, о признании недействующим этого же акта не может быть удовлетворено, поскольку, по существу, отсутствует предмет спора. В этом случае производство по делу подлежит прекращению.

9. О компетенции арбитражных судов по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов см. также содержание и комментарий ст. ст. 29 и 33 АПК РФ.

10. См. также комментарий ст. 150 АПК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 191 АПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 191 АПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.